СОМОВИЙ ОМУТ - сом и его ловля

сом и его ловля
Текущее время: 25 ноя 2017, 10:30

Часовой пояс: UTC + 1 час




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: КАК И ЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА РЫБАЛКЕ
UNREAD_POSTДобавлено: 30 янв 2010, 18:10 
Статья из журнала «Рыболов-Elite». Тут вы найдете основные требования о том какой должна быть качественная фотография для журнала, несколько неоспоримых правил удачного фото. Про то, как выбирать фотокамеру можно и пропустить, самое интересное под конец.

КАК И ЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА РЫБАЛКЕ.

Десять лет назад на страницах журнала мы уже рассматривали основные вопросы фотосъемки на рыбной ловле («На рыбалку? Только с фотокамерой!», №3’1998). С тех пор наши коллеги по увлечению отсняли километры пленки и выловили тысячи трофеев, достойных объектива фотокамеры. Между тем сами фотокамеры за это время существенно преобразились – традиционная пленка вынуждена была окончательно отступить под натиском многопиксельных матриц, а у журнала за эти годы появились тысячи новых читателей.
Растущий поток «фотографических» вопросов, поступающих в редакцию, заставил нас вновь обратиться к данной теме. Кроме того, бывает досадно обнаружить в редакционной почте интересные рассказы о походах в далекие и очень красивые места, фотосъемка к которым совершенно не годится для печати.
Мы постарались подробно остановиться на тех вопросах, которые наиболее часто звучат в ваших письмах и звонках.
Пленочную или цифровую фотокамеру покупать для съемки на рыбалке?
В нашей первой статье на эту тему мы советовали коллегам-рыболовам, желающим получать действительно качественные снимки с возможностью последующей широкоформатной печати и перспективой быть опубликованными на страницах нашего журнала, сделать выбор в пользу аналоговой (пленочной) камеры, уделив особое внимание хорошей оптике. В этой рекомендации не было ошибки или злого умысла, просто на тот момент цифровое фото еще не могло составить достойную конкуренцию традиционной пленке. Матрицы с высоким разрешением стоили тогда неоправданно дорого, а простенькие и дешевые цифровые «фотомыльницы» были откровенно слабы по своим техническим возможностям.
За последние годы ситуация радикально изменилась. Цифровые фотокамеры стали куда более доступными, при этом существенно прибавив в качестве. Уже никого не удивишь10 и даже 12-мегапиксельными «мыльницами», а цифровые камеры с разрешением в 5 млн. точек можно сегодня встретить даже в некоторых мобильниках! Причем, стоимость подобного «цифрового глаза» редко превышает 12-15 тыс. руб. (Я сейчас не говорю о профессиональной цифровой фотоаппаратуре, ведь наша статья посвящена все же рыболовам, а не репортерам, которым эта дорогущая техника чаще всего предоставляется в служебное пользование.)
По качеству снимков цифровые камеры вплотную приблизились к аналоговым. Справедливости ради стоит заметить, что некоторые мастера рекламной фотографии, работающие в крупном формате или для глянцевых журналов, продолжают еще снимать на широкую пленку и даже на фотопластинки. Внешний вид этих «агрегатов» мало изменился за последние полвека, и могу сказать уверенно, что они уж точно не подходят для наших целей ввиду своих габаритов и плохой защищенности от влаги.
Думаю, вы понимаете, к чему я клоню. У цифровой камеры действительно много неоспоримых плюсов в качестве спутника рыболова на водоеме. И самый главный из них – возможность на месте оценить качество своих фотографических упражнений и вовремя исправить ошибку.
Съемка рыбалки имеет свою специфику: самый красивый кадр получается обычно со свежепойманным трофеем, когда у рыболова еще сохранились в глазах эмоции от только что пережитой борьбы. «Цифра» позволяет мгновенно оценить общее качество снимка: есть ли резкость, не закрыты ли глаза у рыболова, не отрезаны ли ноги, хорошо ли видна рыба и т.д., а в случае необходимости тут же повторить кадр.
Для тех любителей природы, кто относится к фотосъемке немного серьезней, чем просто к возможности предъявить приятелям или жене формальное доказательство своих рыболовных подвигов, цифровая камера предоставляет поистине неограниченное поле для творчества. Здесь не нужно постоянно экономить кадры, прикидывая в уме, сколько пленки осталось в запасе. Достаточно регулярно удалять с карточки неудачные кадры, а по возвращению домой полностью «вычищать» камеру, записывая все ценное на диск и делая соответствующую папку с копиями в компьютере.
Кстати, сразу один совет в тему – производители цифровых камер почти всегда экономят на картах памяти. Здесь не стоит скупиться, и я настоятельно рекомендую приобрести одну (или несколько) вместительных карточек, чтобы не лишать себя главного удовольствия от съемки цифровым аппаратом – возможности «не считать патроны». Я, к примеру, перед выездом на однодневную съемку заряжаю в фотоаппарат карточку емкостью 4 Гб, позволяющую сделать более 1000 снимков с максимальным разрешением. Еще одну такую же всегда держу в запасе в кофре. Это позволяет мне без раздумий нажимать на спусковую кнопку в каждой ситуации, которая кажется мне интересной, не особенно заботясь о последствиях.
Скажу сразу, что приведенные выше цифры даны лишь для ориентира. Вряд ли вы будете снимать на рыбалке так же много, как фотокорреспонденты журнала «Рыболов-Элит», в противном случае у вас просто не останется времени на саму ловлю. Но что нужно сделать обязательно, так это выяснить, сколько кадров с максимальным разрешением помещается на вашей карте памяти и хватит ли этого объема на всю поездку.
Повторюсь, что брать карточку нужно с запасом – конечно, трофеи клюют не каждый день, но как же будет обидно, если к моменту поимки действительно выдающейся рыбы на вашем фотоаппарате уже не останется свободной памяти! Поверьте, это не самый подходящий момент, чтобы впопыхах производить ревизию ненужных кадров.
Вы уже догадались, к чему я клоню – именно цифровая камера может стать надежным спутником рыболова на берегу водоема. Самая примитивная пленочная механика способна составить ей конкуренцию разве что в многодневном автономном походе или при съемке на сильном морозе, когда хитроумную современную технику подводят аккумуляторы, имеющие склонность рано или поздно разряжаться (и тем раньше, чем ниже температура окружающего воздуха). Кстати, в пленочных камерах также присутствуют элементы питания, отвечающие за работу экспонометрии, но ввиду низкого энергопотребления этой системы срок их службы несопоставимо больше.
Итак, если вы готовитесь к покупке новой фотокамеры для съемки на рыбалке – берите цифровую модель. Но если «прикипели душой» к своему видавшему виду «Зениту», «Зоркому» или, скажем, старичку Pentax K1000, а качество получаемых фотографий по-прежнему радует, стоит ли в угоду моде менять коней на переправе?
Скажу больше, в условиях сложной освещенности (сумерки, контровой свет, глубокие тени в солнечный день и т.д.) пленка все еще может дать фору цифровой матрице, поскольку обладает более широким динамическим диапазоном (способностью лучше «видеть» самые светлые и самые темные участки кадра).
Так что мы по-прежнему и с удовольствием принимаем от наших авторов в качестве иллюстраций и слайды, и отпечатки с негативами, лишь бы они были достойного качества.
Что лучше: «зеркалка» или «мыльница»?
Раньше этот вопрос нам задавали по поводу пленочных фотоаппаратов, теперь спрашивают в отношении цифровых. И действительно, отправляясь в серьезную экспедицию или просто на рыбалку выходного дня, что лучше брать с собой – профессиональную зеркальную камеру или любительскую «мыльницу»?
На первый взгляд, ответ очевиден: профессиональная камера – значит, более качественные и красивые снимки. Но я неизменно советую своим знакомым поступить как раз наоборот и присмотреться к какой-нибудь «мыльнице», компактной и защищенной от влаги.
Конечно, есть истинные фанаты фотографии, относящиеся к ней как к искусству, и я безоговорочно признаю, что зеркальный цифровой аппарат с набором соответствующей оптики, состоящей из стандартной линейки объективов (штатного «зума» - объектива с переменным фокусным расстоянием, «широкоугольника», телеобъектива и, по возможности, макрообъектива) позволит максимально реализовать серьезные фотографические амбиции. Скажу больше: и я, и Виталий Волков, и Андрей Голованов выезжаем на съемку именно с таким боевым комплектом. Но трудовые будни профессионального фотографа и естественное желание обычного рыболова «щелкнуться» с пойманной рыбой – совершенно разные вещи!
Вес моего фоторюкзака с учетом 4 объективов, 2 фотокамер, ноутбука, зарядного устройства и прочей фотографической мелочи тянет на 10 кг, а его габариты при личном осмотре перед посадкой регулярно вызывают вопросы у службы безопасности очередного аэропорта. Хорошо, когда путешествуешь на автомобиле - а если это, скажем, сплав на рафтах, где на счету каждый килограмм?
Но вес и габариты профессиональной техники - не единственная проблема. Главный враг цифровой матрицы – это пыль. А попадает она внутрь корпуса обычно при смене объектива. И чем чаще меняешь объективы в поиске интересного художественного решения, тем быстрее наступит тот день, когда, сфотографировав чистое голубое небо с «зажатой» диафрагмой, ты обнаруживаешь при детальном рассмотрении кадра, что на патрице полно пыли, которая проявляется на фотографии в виде жирных и хорошо заметных глазу точек.
Вот почему если вы уж решили остановить свой выбор именно на зеркальной камере, лучше вместо штатного приобрести к ней хороший зум-объектив с широким диапазоном фокусных расстояний (скажем 28-200 мм в пленочном эквиваленте), чтобы никогда не снимать его с камеры! Такой объектив позволит решать большинство творческих задач, а матрица при этом останется в полной чистоте и сохранности.
Я понимаю, что «продвинутые» фотографы, имеющие в своем распоряжении топовую камеру с полным комплектом дорогостоящей оптики от ведущего производителя (к примеру, стоимость одного лишь объектива NIKON AF-S VR 200-400 mm со стабилизатором составляет порядка 200 тыс. руб.) могут со мной не согласиться в этом вопросе. Но хочу заметить, что если такая покупка продиктована соображением престижа, то тут и комментировать нечего - как говорится, красиво жить не запретишь.
Если же речь идет о профи, уверен, что обладатели подобной оптики наверняка знают, зачем потратили такую кучу денег, как скоро окупится подобное вложение, и уж точно не нуждаются в моих рекомендациях. Кто спорит, самый последний NIKON D3 c его непревзойденной чувствительностью в 25600 ISO или, скажем, CANON EOS 1Ds Mark III с матрицей в 21 млн. пикселей и стоимостью под 400 тыс. рублей способны стать уникальным инструментом в руках настоящего фотохудожника, но наша статья для тех, кто считает себя прежде всего рыболовом, а уж потом - фотографом, а вовсе не наоборот.
В довершение этой мысли – еще об одном психологическом моменте, известном каждому фотокорреспонденту. Расчехлив серьезную аппаратуру где-нибудь в незнакомой рыболовной компании, вы рискуете в лучшем случае получить неожиданный эффект «каменного лица» - многие настороженно и с предубеждением относятся к незваным «папарацци». А достав из кармана обычную «мыльницу» и произнеся что-то вроде: «Жене покажу, какую рыбу люди ловят!» - можно сделать отличный портрет какого-нибудь удачливого рыболова.
При этом цифровые «мыльницы» хоть и выглядят безобидно, но если снабжены достаточно мощным «зумом», позволяют делать на рыбалке потрясающие снимки. Эти аппараты компактны, а значит, всегда под рукой, просты в обращении, что немаловажно для тех рыболовов, кто берет фотоаппарат в руки лишь от случая к случаю.
Не ждите, что я сейчас назову конкретную модель, которую вам просто необходимо приобрести. Поверьте, и у CANON, и у NIKON, и у PENTAX, и у OLYMPUS есть достойные аппараты. Неплохой ориентир при выборе конкретной модели - мнения серьезных фотографических изданий. Скажем, решили выбрать цифровую зеркальную камеру хорошего уровня - оказывается, лучшей камерой 2007-2008 гг. в классе «продвинутых компактных камер», по мнению европейской ассоциации журналов по аудио и видеотехнике (EISA), является CANON PowerShot G7. Ищите что-то попроще и покомпактней, обратите внимание на победителя в классе компактных цифровых камер PANASONIC Lumix DMC-TZ3. И какую бы сумму вы ни выделили из семейного бюджета на покупку, основывая свой выбор на результатах подобных тестов, вы получите приемлемый результат по самому главному показателю – качеству получаемых фотографий.
На что обращать внимание при покупке фотоаппарата для съемки на рыбалке?
Конечно, можно слепо довериться авторитетному мнению, но, выбирая фотоаппарат для съемки на рыбалке, нужно хотя бы в общих чертах представлять, какие его параметры действительно важны, а какими можно пренебречь.
Начнем с разрешения матрицы. Кажется, здесь все просто до предела: чем больше мегапикселей, тем лучше. В общем, это так, но есть нюансы. Количество эффективных пикселей (эф. пиксели) действительно напрямую влияет на размер будущего отпечатка. Скажем, с 2-мегапиксельной камеры вы сможете напечатать в нашем журнале (или на фотобумаге) изображение размером 10х15 см, а с 6-мегапиксельной - размером уже 20х30 см, т.е. на журнальную страницу. Но на практике порой оказывается так, что лучшая в своем классе 4-мегапиксельная камера от известного производителя дает в итоге куда более качественное изображение, чем какая-нибудь 5-мегапиксельная, встроенная в мобильный телефон. Дело в характеристиках самой матрицы, в алгоритме обработки изображения и т.д. В общем, как я и говорил, не полагайтесь только лишь на количество мегапикселей. В крайнем случае, выбирайте известную фирму, специализирующуюся на выпуске именно фотоаппаратов, а не плееров или пылесосов.
Следующий момент, на который стоит обратить внимание при выборе своей рыболовной камеры, – это наличие объектива с изменяемым фокусным расстоянием («зум»), и чем этот диапазон шире, тем лучше. В отсутствии линейки сменной оптики именно объектив с переменным фокусным расстоянием – ваш инструмент в создании фотографических шедевров, и чем этот инструмент мощнее, тем лучше.
Важная характеристика цифрового фотоаппарата – чувствительность ISO. Модели низшего ценового диапазона редко превышают порог чувствительности в 400 ISO, в то время как более «продвинутые» камеры поражают воображение значениями 1600 и даже 3200 ISO. Абсолютный рекордсмен в этой категории - NIKON D3, о котором я уже упоминал. Те фотографы, у которых есть опыт съемки на обычную пленку, прекрасно помнят, что фотоматериал чувствительностью 800 единиц был тогда прерогативой профессионалов, а сегодня это норма для большинства приличных цифровых камер.
Важно понимать, что чем выше значение ISO, тем лучше «видит» камера в темноте. В плохую погоду и в сумерках это дает возможность делать качественные фотографии без вспышки с хорошей проработкой заднего плана, да и со вспышкой в полной темноте фотографии получаются более интересными, поскольку она позволяет фотографировать с большего расстояния. Есть ситуации, когда вспышка вообще бесполезна – например, при съемке пейзажа реки на фоне закатного солнца. Здесь чувствительность матрицы имеет особое значение, равно как и при съемке на длинном фокусе, когда фотоаппарату не хватает света.
Следующий момент, на который следует обратить внимание при покупке фотоаппарата – это возможность фотографа вмешиваться в сам процесс. И хотя чуть раньше мы договорились, что простым любителям от набора сменной оптики лучше отказаться, не стоит сводить весь процесс съемки лишь к бездумному нажиманию на спусковую кнопку. Чем больше у вас возможности вмешиваться в работу фотокамеры, тем лучше. Как минимум, вы должны иметь возможность по своему желанию включать и отключать вспышку, менять чувствительность ISO, иметь возможность снимать с приоритетом выдержки и диафрагмы, желательно - вводить экспокоррекцию.
Наконец, рыболовная фотокамера должна уверенно работать в неблагоприятных погодных условиях.
Теперь о профессиональной специфике. Очень желательна защита от влаги. В этом отношении «мыльница» для подводной съемки – не самый плохой выбор. Она не «умрет», оказавшись за бортом, не «заглючит», попав под дождик, при определенном умении и желании позволит сделать интересные кадры с воды, а если совсем повезет - уникальные подводные фотографии.
Хорошо, если в комплекте с фотоаппаратом есть аккумулятор большой емкости, который не сядет за пять минут на морозе и не разрядится раньше времени в дальнем путешествии.
Не стоит забывать об ударопрочном корпусе и надежно защищенный шторкой или крышкой объективе. Все, можно приступать к творчеству. И помните, что художественная ценность ваших снимков не находится в прямой зависимости от стоимости фотокамеры!
Зачем нужны на рыбалке широкоугольный и телеобъектив?
Широкоугольный объектив, или «рыбий глаз», позволяет изменять пропорции предметов. При этом непропорционально большим получается все, что расположено ближе всего к линзе объектива: и сама рыба, и приманка, и руки рыболова, держащего добычу. Вот такие «гипертрофированные» пальцы и являются тем самым сдерживающим фактором, который мгновенно выдает работу «широкоугольника». В общем, придется огорчить тех, кто полагает, что с помощью фотооптики можно, как по мановению волшебной палочки, превратить в гигантских рыб мальков-недомерков. Анатомические различия между взрослой и молодой особью не способна скрыть даже самая совершенная оптика.
Съемку «широкоугольником» можно применять нарочито, когда ваша задача - как следует показать хоть и небольшой, но ценный трофей. Получается явное искажение пропорций, но порой такие фотографии выглядят оригинально.
«Широкоугольник» будет незаменим в условиях ограниченного пространства, например, в лодке, когда надо снять напарника в процессе вываживания, а отойти некуда – позади вода. Нужно только постоянно держать в уме такое свойство широкоугольной оптики, как способность сильно искажать пропорции предметов, расположенных по краям кадра. Так что, чересчур увлекшись возможностью включить в кадр максимальное число персонажей, вы рискуете тем, что лица некоторых из них будут деформированы.
Характерная ошибка новичков – попытка снять широкоугольником большую группу людей (участников соревнований или просто компанию приятелей-рыболовов), подойдя к ним вплотную с «широкоугольником». Те, кто оказались по центру кадра, будут довольны результатом, а вот кому выпало стоять по краям, могут себя и не узнать на групповом фото – их физиономии получатся раза в два шире, чем в жизни. Выход из ситуации – отойти подальше, увеличив фокусное расстояние «зум»-объектива.
Полезно знать, что картинку, близкую восприятию человеческого глаза дает объектив с фокусным расстоянием 50 мм или «полтинник», как его окрестили фотографы. Речь сейчас о классической «пленочной» оптике, рассчитанной на кадр размером 24х36 мм, ведь производители объективов для цифровых камер начали вводить свои характеристики фокусного расстояния объективов с учетом размеров цифровых матриц.
Продолжая разговор о широкоугольных объективах, стоит сказать, что они отлично подходят для съемки пейзажей вообще и рыболовных пейзажей в частности. Догадываетесь, в чем отличие рыболовного пейзажа от простой фотографии реки, озера или моря? Правильно, в кадре должен присутствовать рыболов. И пусть это будет небольшая, едва заметная фигурка со спиннингом в руке или, скажем, рыболовная лодка у горизонта – ценность такой фотографии многократно повышается, во всяком случае, для публикации в наших журналах.
Что касается телеобъектива, то он тоже способен на многие фотографические фокусы. Главный из них – возможность «спрессовать» изображение. Скажем, хотите запечатлеть для истории некое рыболовные соревнования, но в кадр попадает лишь один, максимум два участника. Выберете достаточно прямой участок берега, отойдите подальше от соревнующихся и переведите ваш объектив в телеположение. В этом случае в кадр удастся захватить сразу несколько рыболовов, причем расстояние между ними как бы сожмется.
Но все же главное свойство телеоптики, которым с удовольствием пользуются и любители, и профессионалы, – это способность снимать крупным планом удаленные предметы. Зачастую на рыбалке нет возможности вплотную приблизиться к объекту съемки. Телеобъектив позволяет подробно запечатлеть основные этапы вываживания и, главное, его итог, когда дело происходит в соседней лодке. Пригодится он и в том случае, если важные рыболовные события разворачиваются, скажем, на противоположном берегу. И наконец, не стоит забывать о том, что телеобъектив позволяет вести, если хотите, скрытую съемку. Речь лишь о том, что рыболов, не замечая на себе «взгляда» объектива фотокамеры, полностью раскован и целиком погружен в процесс ловли. Это отличный шанс запечатлеть человека за любимым занятием, будь то ваш приятель или совершенно незнакомый удильщик.
Конечно, я упомянул сейчас лишь о некоторых возможностях широкоугольной и телеоптики. Окончательное понимание специфики съемки с такими объективами придет лишь тогда, когда вы начнете чаще смотреть на мир через видоискатель вашей фотокамеры.
Хочу еще раз подчеркнуть, что вместо покупки двух дополнительных объективов любителю иногда имеет смысл присмотреться к мощному зум-объективу с широким диапазоном фокусных расстояний.
Зачем включать вспышку в дневное время?
В прошлом номере я обращал внимание читателя на то, что, выбирая себе цифровую камеру, нужно убедиться, что в ней есть функция принудительного включения вспышки. Как ни странно это звучит, возможность подсветить объект съемки может пригодиться и средь бела дня, а особенно дня солнечного.
Распространенный дефект рыболовных портретов – глубокая тень от козырька бейсболки на лице модели. На ярком солнце световой контраст очень велик. Пытаясь честно выполнить свою работу, экспонометрическая система фотоаппарата выбирает некое оптимальное значение выдержки и диафрагмы (экспопару), но при этом вынуждена жертвовать изображением в тенях.
Подсветив кадр вспышкой, можно существенно выправить ситуацию и получить приемлемый результат. Глубокие тени под козырьком исчезнут, в глазах героя появится победный блеск, а снимок будет выглядеть более сбалансированным.
В мрачный зимний денек, когда на фотографии доминируют синеватые оттенки, вспышка также может прийти на выручку, немного выправив цветовой баланс. Нужно лишь учитывать, что возможности вспышки не безграничны и зависят от ее мощности (ведущего числа), чувствительности ISO и дистанции до объекта съемки. Понятно, что если вы пытаетесь снять зимний пейзаж, то вспышка тут не помощница.
И еще об одной особенности применения вспышки. Когда только начинает смеркаться, а вы решили снять крупный план с подсветкой, порой возникает эффект ночного кадра. Передний план выходит ярким, а пейзаж за спиной рыболова получается гораздо темнее, чем он есть на самом деле.
Если такой эффект нежелателен, советую увеличить чувствительность камеры, установив значение ISO не 100, а, к примеру, 400 или 800. Злоупотреблять максимальными значениями чувствительности не рекомендуется – на изображении может появиться «цифровой шум». Но поэкспериментировать с чувствительностью в разумных пределах все же полезно, порой получаются интересные фотографии в естественных мягких тонах. Но при этом важно следить за резкостью: как только появился малейший намек на смазанность изображения, следует включать вспышку.
Что касается пейзажей, их можно снимать без вспышки со штатива, не боясь, что получится нерезко. Только не пользуйтесь в этом случае кнопкой, а применяйте функцию автоспуска, чтобы собственной рукой не смазать изображение при нажатии.
И еще: постоянное использование вспышки гораздо быстрее разряжает аккумуляторы. Будьте к этому готовы и запаситесь по возможности дополнительной аккумуляторной батареей.
Один на рыбалке. Как снять самого себя?
Крупная рыба попадается, как показывает практика, далеко не каждый день. Скажем больше, по закону подлости истинно трофейные рыбы клюют именно тогда, когда поблизости нет никого, кто смог бы запечатлеть на пленку ваш рыболовный подвиг.
Но безвыходных ситуаций, как известно, не бывает, и если заранее обзавестись некоторыми простейшими фотоаксессуарами, можно делать прекрасные автопортреты.
Если вы пользуетесь на рыбалке компактным фотоаппаратом («мыльницей»), то понадобится специальный гибкий мини-штатив. Большинство современных фотоаппаратов имеют универсальное резьбовое крепление для присоединения штатива. Ножки мини-штатива флексибильные: приложив определенное усилие, их можно изогнуть по вашему желанию, обернув, например, вокруг ветки дерева, столба, стойки под удилище или просто разместить на ровной поверхности.
Где бы вы ни находились, всегда можно найти какой-то подходящий устойчивый предмет, чтобы закрепить такой штатив. Еще одна вариация на эту тему – мини-штатив с иглой для фиксации его в стволе дерева или на борту деревянной лодки. С моей точки зрения, этот вариант менее универсален. В самом деле, где искать дерево любителю зимней ловли на льду Рыбинского водохранилища или Чудского озера? А гибкий мини-штатив можно надежно закрепить прямо на рукоятке засверленного в лед ледобура.
Проблемы начинаются, если речь идет о достаточно тяжелых зеркальных камерах. Гибкий мини-штатив просто не выдержит подобной нагрузки и беспомощно разожмет свои щупальца. В этом случае можно использовать «взрослый» фото-штатив. Тренога хоть и громоздка, но надежно зафиксирует даже очень тяжелую камеру с массивным объективом. К тому же с ней проще задать желаемую высоту съемки (расстояние от земли до фотоаппарата). В крайнем случае можно обойтись и вовсе без штатива, поместив камеру на какое-то приподнятое от земли основание, например, рюкзак, рыболовный стул или ящик и т.д. Но стоит помнить, что малейшее смещение фотокамеры при наводке на резкость, кадрировании и т.д. сведет на нет все ваши усилия.
В общем, исходим из того, что фотоаппарат размещен на штативе, большом или миниатюрном – не имеет значения. Выбрав место, где вы будете позировать с почетным трофеем в руках, следует, работая зум-объективом, выстроить границы кадра с тем, чтобы в итоге ваш портрет оказался не слишком мелким, но и не с отрезанной головой или ногами.
Теперь, если снимаете цифровой камерой, обязательно сделайте пробный кадр, можно даже без рыбы, чтобы убедиться, что с композицией все нормально и изображение резкое. И лишь после этого можно переходить к позированию с трофеем, постоянно контролируя результат – слава цифровым технологиям, которые позволяют это делать в режиме реального времени!
Особое внимание обращайте на резкость. Дело в том, что система автофокусировки фотоаппарата наводит на резкость именно в тот момент, когда вы нажимаете спусковую кнопку, но в этот самый момент в кадре, как назло, НИКОГО нет! Это значит, что автофокус найдет какой-то объект на заднем плане, на который и наведет резкость. Ну, а главный герой, появившись перед объективом в последний момент, неизбежно окажется вне поля резкости.
Существует несколько способов решения этой проблемы. Первый и самый простой – посадить на ваше место помощника, чтобы взять резкость по нему и быстро заменить его в кадре. Но ведь мы подразумеваем, что рыболов на водоеме один, и помощи ждать неоткуда. Значит, имитируем объект съемки в кадре, воткнув в снег или землю какую-то палку, шест, ледобур. Главное, чтобы этот предмет был достаточно высоким, и нам не пришлось бы при наводке на резкость менять положение камеры на штативе.
Взяв резкость точно по палке, остается за отведенные нам 30 секунд задержки добежать до указанного места, выбросить палку из кадра, красиво взять в руки трофей и улыбнуться. Поверьте, времени предостаточно.
Если снимаете фотоаппаратом с возможностью ручной фокусировки, можно вручную установить дистанцию от объектива до места, где вы будете находиться, определив ее на глаз. Уверен, что сильно вы не промахнетесь. Причем учтите, что в широкоугольном положении объектива глубина резкости больше, то есть лучше устанавливать камеру поближе к месту, где вы будете позировать. Кстати, и кадр на широком углу получится интересней.
Есть специалисты, которые наводят резкость по рыбе, дожидающейся хозяина в точке предстоящей съемки. После запуска механизма автоспуска приходится слегка приподнять камеру, поправив кадрировку с учетом высоты фигуры рыболова, и бежать занимать позицию как раз в то место, где лежит рыба, по которой была сделана фокусировка.
Есть аппараты с функцией дистанционного автоспуска. Стоя перед объективом фотокамеры, нажимаете на кнопку миниатюрного инфракрасного пульта, и в следующее мгновение затвор срабатывает. Вещь интересная, но совершенно не подходит для наших целей, поскольку вы часто фотографируетесь с крупной рыбой, которую надо держать обеими руками!
Что нужно, чтобы ваши фотографии попали на страницы журнала «Рыболов-Elite»?
Не будем скромничать, мы действительно стараемся публиковать на страницах журнала только самые лучшие рыболовные фотографии – в конце концов, к этому обязывает и название самого журнала. Но это вовсе не значит, что наши авторы не могут проиллюстрировать свои статьи собственными снимками. Стоит лишь учесть некоторые моменты, о которых и поговорим ниже.
Оставив до поры вопросы сюжета и композиции, поговорим о качестве присылаемых вами фотографий. Ведь каким бы прекрасным, с художественной точки зрения, ни был тот или иной кадр, какой бы крупной ни была изображенная на нем рыба, если он нерезкий или не имеет достаточного разрешения (не менее 300 пикселей на дюйм), он просто не может быть опубликован исходя из требований полиграфии.
Сначала о резкости. Это еще одна причина, по которой я ратую за цифровые фотокамеры с возможностью мгновенного просмотра отснятого фотоматериала. Рассматривая сделанный кадр, всегда обращайте внимание не только на выражение лица рыболова, но и на резкость кадра.
На профессиональных цифровых «зеркалках» стоят достаточно крупные мониторы, позволяющие с первого взгляда оценить резкость полученного кадра. Если же вы снимаете на цифровую камеру с маленьким монитором, возможно, вам придется увеличить масштаб картинки, чтобы посмотреть, не «поплыли» ли глаза рыбы или рыболова.
Кстати, именно по глазам главного персонажа опытные фотографы и берут фокус. А вот кто у вас в кадре будет главным действующим лицом: рыболов или рыба, это уже решать тому, кто нажимает на кнопку. Но если возьмете за правило наводить резкость по глазам рыбы, которая обычно расположена на переднем плане, – не ошибетесь.
Теперь о качестве фотографий. Фотографу, который собирается публиковать свои работы на страницах журнала, важно запомнить одну простую вещь: чем более качественные фотографии он нам предоставит, тем лучше. Вот почему никогда не стоит жертвовать качеством, прельстившись возможностью уместить на карте памяти большее количество снимков. Поверьте, даже если вы снимаете для домашнего архива, по-настоящему интересный снимок когда-нибудь захочется напечатать, так зачем заранее ограничивать себя в возможностях? Поэтому всегда устанавливайте в вашей цифровой камере режим съемки с максимальным качеством.
И еще: не пытайтесь, сняв некачественный снимок, улучшать его при помощи популярной сейчас программы Photoshop. Поверьте, вряд ли удается сделать конфетку из посредственного фотоматериала, по той же причине не имеет смысла искусственно увеличивать размер изображения – безусловно, нехитрыми манипуляциями можно прибавить количество пикселей, но качество все равно останется на прежнем уровне, и при редакционной подготовке снимка к полиграфическому воспроизведению вся домашняя «химия» выплывет наружу.
Так что лучше не поленитесь просмотреть кадр прямо на водоеме и переснимите при необходимости!
Теперь о том, что должно и чего не должно быть в кадре. Всегда выигрышно смотрится свежепойманная рыба, на боках которой еще сверкают капельки воды, а плавники растопырены – дескать, кто посмел так со мной обойтись?
Съемка рыбьих трупов, гордо вынутых после рыбалки из картофельного мешка, имеет мало общего с художественной фотографией, а запредельное количество рыбьих жизней, загубленных за один выезд, чаще свидетельствует не столько об умении рыболова, сколько о его поистине наплевательском отношении к природе. У нас в редакции такие снимки обычно называют «похоронами рыбы».
И уж совсем грустные эмоции вызывают фотографии, когда главный герой позирует с уже совсем «скукожившимся» трофеем где-нибудь на кухне или в ванной. Особенно некоторые почему-то любят фотографироваться в ванной, на фоне мочалок и шампуней, или им зачем-то надо, чтобы за спиной был пестрый настенный ковер. Нам же, зрителям, всегда хочется увидеть позади рыболова хотя бы краешек того водоема, где была поймана трофейная рыба...
Вот почему если вы рассчитываете на хорошее фото, всегда берите фотоаппарат с собой на рыбалку. Потом съемка всегда получится намного хуже, чем сразу. Понятно, что нужно стараться не обрезать рыболову часть головы, руки, ноги. Особенно плохо, когда в кадр не влезает часть трофея (если только это не художественный замысел). Чаще всего печальная участь постигает хвост и плавники.
Заставляйте себя не целиться в видоискатель, как в прицел винтовки, видя в перекрестии лишь лоб вашего товарища, а обязательно обводите взглядом края кадра. Лишь убедившись, что все нужные детали (ноги, руки, головы) попали в кадр, а ненужные (пакеты из-под рыбы, пустые и полные бутылки – свидетельства пира в честь победителя) остались за его пределами, можно нажимать на спусковой крючок, простите, кнопку.
Да, и старайтесь во время съемки следить за тем, чтобы линия горизонта соответствовала своему названию, то есть действительно была горизонтальной.
Постарайтесь в последний момент сделать так, чтобы ваша фотомодель улыбнулась или хотя бы расслабилась. Наш главный редактор любит подсказать в таких случаях: «Пощекочите его!», кто-то произносит банальное: «Улыбочку!». Главное, чтобы потом на вас с фотографии смотрел не мрачный «добытчик-заготовитель» с 10 кг чистого мяса в руках, а удачливый рыболов, в глазах которого читалась бы радость от поимки незаурядной рыбы, и даже если обычной рыбы – все равно он рад и горд!
Вообще, фотографий должно быть много и они должны быть разные. Если уж забрались с удочкой и спиннингом туда, где редко ступает нога человека, не поленитесь поснимать пейзажи с рыболовами в виде небольших фигурок где-нибудь в углу кадра. Снимите крупно свежепойманную рыбу с лежащей поблизости снастью, а если получится – крупно рыбью голову в воде во время вываживания с торчащей из пасти приманкой.
Чаще всего редакция сталкивается с недостаточностью иллюстративного ряда, когда нам вместе с интересной статьей присылают десятки однотипных портретов рыболова, в одной и той же позе, с одинаковым выражением лица, но разной рыбой в руках.Побольше фантазии!
Хороши кадры, когда удается снять со стороны двух главных героев вываживания: рыболова с изогнутым в дугу удилищем, а на другом конце лески рыбу. Конечно, придется потом удалить не один десяток неудачных кадров, но ведь мы с вами договорились, что снимаем на цифровую камеру и не тратимся на пленку и проявку.
И конечно, нужно не пожалеть времени и снять во всей красе рыболова с только что пойманной рыбой.
Рассмешите вашу модель, попросите снять темные очки – когда не видишь глаз человека, портрет получается каким-то безликим. Пусть рыболов покажет рыбу одним, другим боком, повернет вперед раскрытой пастью. Это не так уж просто, как кажется, ведь окрыленный успехом счастливчик думает лишь о том, чтобы поскорее снова забросить снасть в то место, где только что была поймана рыба.
Он наверняка будет отмахиваться, обещать, что после рыбалки, на берегу, обязательно уделит вам пару минут. Но в рыболовной фотографии никогда не бывает ПОТОМ, бывает только СЕЙЧАС!
Эту простую истину давно уже осознали серьезные зарубежные рыболовные эксперты, с которыми мне доводилось работать. Мало того, что они сами никогда не отправляются на рыбалку без фотокамеры – они готовы терпеливо позировать с пойманным трофеем столько, сколько потребуется, прекрасно понимая, что эмоции, связанные с поимкой приличной рыбины, очень скоро притупятся, а хорошая фотография останется на всю жизнь!
И не забывайте, что удачный снимок может стать не только украшением вашего фотоальбома, – он подтвердит ваше рыболовное мастерство в глазах тысяч и тысяч читателей нашего журнала. Они станут свидетелями вашей удачи, вместе с вами смогут почувствовать перипетии борьбы с достойным трофеем.
Так что приготовьтесь: сейчас вылетит рыбка!


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения:
UNREAD_POSTДобавлено: 04 фев 2010, 21:55 
Тут именно очень понравилось правило хорошего фото! Чтобы сделать действительно хорошее фото с искринкой в глазах, нужно фотографироваться сразу после поимки трофея, а не в конце рыбалки. На мой взгляд это золотое правило хорошего фото.
Так же про штатив гибкий понравилось. Сегодня купил себе такой. Дешево и сердито. С доставкой получилось 6 евро.

Изображение

называется UFO Gorilas flex165


Вернуться наверх
  
 
 Заголовок сообщения:
UNREAD_POSTДобавлено: 05 фев 2010, 15:59 
Не в сети
Сом-монстр
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2008, 12:17
Сообщений: 1445
Откуда: Кавказ
Страна: Germany
Город: Lörrach
Тарик этот статив дешовый, но не сердитый :lol:
Хорошие штативы стоят больше сотни евриков :wink:

_________________
На рыбалку можно ходить каждый день,
но не каждый день ты что-то поймаеш.

CATCH&RELEASE
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КАК И ЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА РЫБАЛКЕ
UNREAD_POSTДобавлено: 28 фев 2011, 10:08 
Не в сети
Сом-монстр
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2008, 12:17
Сообщений: 1445
Откуда: Кавказ
Страна: Germany
Город: Lörrach
Купил себе штатиф, теперь можно ехать на рыбалку и снимать :photo:

Изображение

_________________
На рыбалку можно ходить каждый день,
но не каждый день ты что-то поймаеш.

CATCH&RELEASE
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КАК И ЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА РЫБАЛКЕ
UNREAD_POSTДобавлено: 28 фев 2011, 10:20 
Не в сети
Администратор ---
Администратор ---
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 24 мар 2006, 14:06
Сообщений: 14947
Страна: Germany
Город: Freiburg
Вадим, что ж у меня не спросил?
Что за марка? Для видео пригоден?
Я себе такой взял: Valbon d700
Изображение

_________________
Сайт euro-som.de поддерживает спортивную ловлю и принцип ПОЙМАЛ-ОТПУСТИ! / CATCH&RELEASE
Изображение
Просьба не писать в личку по поводу рыбалки, снастей и прочего! Все вопросы на форуме!
http://www.sportex-germany.de


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КАК И ЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА РЫБАЛКЕ
UNREAD_POSTДобавлено: 28 фев 2011, 10:31 
Не в сети
Сом-монстр
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2008, 12:17
Сообщений: 1445
Откуда: Кавказ
Страна: Germany
Город: Lörrach
Марка: Билора М234
Для видео пригоден, у него Kugelkopf стоит, так что трещять не будет.

_________________
На рыбалку можно ходить каждый день,
но не каждый день ты что-то поймаеш.

CATCH&RELEASE
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КАК И ЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА РЫБАЛКЕ
UNREAD_POSTДобавлено: 28 фев 2011, 10:35 
Не в сети
Сомище

Зарегистрирован: 14 ноя 2010, 18:58
Сообщений: 896
Откуда: Нефтекумск Кавказ
Страна: Deutschland
Город: Dillingen
Настоящее имя: Валера
[quote="Вадим Шмидт"]Купил себе штатиф, теперь можно ехать на рыбалку и снимать :photo:

:lol: Изображение :lol:

А с род пода нилзя?

_________________
Pêche No Kill
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: КАК И ЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА РЫБАЛКЕ
UNREAD_POSTДобавлено: 28 фев 2011, 10:40 
Не в сети
Сом-монстр
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 16 окт 2008, 12:17
Сообщений: 1445
Откуда: Кавказ
Страна: Germany
Город: Lörrach
Если я карпов ловлю, куда мне камеру на род под вешать?
И не таскать же мне род под с собой на ловлю сома, штатиф легче :wink:

_________________
На рыбалку можно ходить каждый день,
но не каждый день ты что-то поймаеш.

CATCH&RELEASE
Изображение


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 1 час


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB